Развитие организма и здоровый образ жизни девочек школьного возраста (7 - 14 лет)

После 7 лет у девочки начинают появляться особенности, свойственные взрослой женщине: более быстрый рост в ширину в области таза, бедер, округление ягодиц, плеч, медленное формирование грудей. Иными словами, с этого возраста, то есть после 7 лет, постепенно формируется будущая женщина. Этот процесс формирования женщины идет медленно, постепенно, но неуклонно. В своем развитии девочка обгоняет своих сверстников — мальчиков.

В разделе о физиологии женского организма, мы говорили, что основным признаком полового созревания является появление менструации. Время наступления менструации зависит от многих внешних причин. Так, на севере первые месячные чаще всего наступают в 15 — 16 лет, на юге — нередко в 11 — 12 лет. В средней полосе нашей страны время появления первых месячных соответствует в среднем 14 — 15 годам.

Менструации являются проявлением целого ряда изменений во всем организме девочки. Им предшествует усиление роста девочки, изменение ее фигуры, перестройка деятельности желез внутренней секреции, изменения в нервной системе и психике. Поэтому этот возраст требует особо чуткого и внимательного отношения со стороны взрослых.

Основная задача состоит в том, чтобы развитие девочки происходило естественно, без особых препятствий, чтобы половое созревание не затормаживалось неблагоприятными влияниями внешней среды: переутомлением, инфекционными и другими заболеваниями, неполноценностью качества и режима питания и др. Следует также помнить, что чем раньше наступает половая зрелость, тем раньше прекращается рост девочки. Поэтому преждевременная половая зрелость также нежелательна.

Кратко остановимся на неблагоприятных моментах, отрицательно влияющих на формирование и развитие организма девочки.

Неправильный рост скелета у девочек-школьниц выражается, в первую очередь, в искривлении позвоночника. Неправильная осанка, неудобное положение за партой или столом, длительное неподвижное положение при выполнении письменных работ — все это приводит к искривлениям позвоночника. Вначале эти искривления едва заметны, однако с течением времени они прогрессируют и становятся совершенно очевидными. При этом установлено, что искривление позвоночника у девочек встречается значительно чаще, чем у мальчиков. Между тем, для девочек оно гораздо опаснее. Дело в том, что позвоночник непосредственно сочленяется с тазом и вскоре его искривление неизбежно приводит к нарушению равномерной нагрузки на таз. Вследствие этого таз, «приспосабливаясь» к новым условиям, компенсирует неравномерную нагрузку изменением своего положения: он склоняется в ту или другую сторону. Поскольку формирование таза заканчивается в период половой зрелости и до 15—16-летнего возраста кости его еще очень пластичны и податливы, то искривление позвоночника, в конечном счете, может привести к стойкой асимметрии самого таза.

Изменение формы таза, углов наклона его костей (крестца, лонных дуг), характера сочленения между позвоночником и крестцом может в будущем привести к всевозможным осложнениям в родах. Поэтому с первых же дней посещения школы необходимо следить за тем, чтобы девочка сидела за партой и за столом правильно. Во время выполнения школьных заданий в классе или дома девочка должна сидеть прямо, не перекашивая плечи, не склоняясь низко над тетрадью или книгой и не упираясь грудью в край стола или парты. Необходимо, чтобы тетрадь или книга лежала под углом к краю стола или парты и хорошо была освещена. Источник света должен находиться слева таким образом, чтобы девочка не заслоняла его правой рукой. Если ребенок слишком низко склоняется над тетрадью, книгой, или жалуется на двоение букв, их нечеткость, если у него быстро утомляются глаза или появляются другие жалобы, связанные с выполнением письменных уроков или чтением, необходимо обязательно обратиться к врачу-окулисту, то есть проверить глаза и, при необходимости, приобрести рекомендованные врачом очки. Бывают случаи, когда дети начинают плохо писать, не соблюдая строчек, и допускают другие погрешности. Чаще всего родители (а иногда и учителя) относят это за счет невнимательности, рассеянности, а в действительности причина заключается в нарушении зрения. Чем раньше установлено нарушение зрения и приняты меры по его устранению, тем легче предупредить дальнейшее развитие заболевания глаз.

Неблагоприятно сказывается на организме девочки не только неправильное положение за столом или партой, но и длительное пребывание в сидячем положении. Поэтому в школе каждые 45 минут устраивается перерыв между уроками, и детям представляется возможность двигаться. Во время перерыва все дети должны освободить класс, помещение должно быть проветрено. Нельзя допускать, чтобы во время перемены дети что-либо писали, читали, готовились к предстоящему уроку. Дома родители также должны следить, чтобы при выполнении домашних заданий и чтении книг каждые 40—45 минут дети делали перерыв на 10—15 минут, отвлекались от уроков, двигались.

Детские инфекционные болезни в школьном возрасте чрезвычайно опасны. Следует помнить о том, что помимо общего ослабления организма в связи с основным заболеванием и отрицательным влиянием на организм вообще инфекционные болезни могут осложниться стойким поражением некоторых органов. В частности, нередким осложнением детских инфекционных заболеваний является поражение сердца, почек, печени. В последующем, в зрелом возрасте, заболевание этих органов создает ряд неблагоприятных условий для течения беременности и родов.

В связи с этим предупреждение инфекционных болезней у девочек — одна из главных задач сохранения их здоровья и обеспечения нормального развития. Мероприятия, направленные на предупреждение инфекционных болезней, у школьниц те же, что и у взрослых. Это, во-первых, своевременное проведение всех рекомендованных профилактических прививок; во-вторых — ограждение от источников инфекции путем исключения контакта с заболевшими детьми и взрослыми, а также с лицами, ухаживающими за больными, с предметами, бывшими в употреблении у больных; в-третьих, — строжайшее соблюдение чистоты тела и окружающих предметов. Девочку следует с самого раннего детства приучить часто мыть руки с мылом и, в обязательном порядке, перед едой, после туалета; ежедневно мыть ноги, утром и перед сном — чистить зубы. Купаться девочка школьного возраста должна не реже одного раза в десять дней, лучше всего — под душем. Летом, в жаркие дни, гигиенический душ следует принимать чаще. Следует следить за тем, чтобы ногти всегда были коротко подстрижены. Все предметы туалета (мочалка, таз, кружка для полоскания рта, зубная щетка) у девочки должны быть индивидуальными.

Источником заражения инфекционными и, в первую очередь, кишечными заболеваниями являются загрязненные, недостаточно обработанные продукты,

Чрезвычайно неблагоприятное влияние на развитие организма девочки-школьницы оказывают переутомление школьными занятиями, чрезмерный физический труд. В связи с этим особое значение приобретает правильный распорядок дня. Следует помнить, что начиная посещать школу, ребенок начинает, в сущности, трудовую жизнь. Поэтому следует с первых же дней учебы установить строгий распорядок дня с тем, чтобы трудовая деятельность ребенка не валилась на него сразу тяжким бременем. Необходимо разумно чередовать занятия в школе, домашнее приготовление уроков с отдыхом, играми, пребыванием на свежем воздухе. Единого, строгого графика в этом отношении быть не может. Однако следует при любых обстоятельствах так распределить время ученицы, чтобы после возвращения из школы она имела около полутора часа свободного времени и использовала его для прогулок, игр пребывания на свежем воздухе.

Примерно столько же должно быть свободного времени перед сном. Нельзя допускать, чтобы девочка делала уроки допоздна и после этого сразу же ложилась спать. Нередко родители, бессознательно пренебрегая возможностями детского организма, перегружают девочек сверх их школьной нагрузки занятиями по музыке, в различных кружках, изучением иностранного языка и др. Все это, безусловно, полезно, но должно проводиться в меру и с учетом возможностей девочки, состояния ее здоровья, возраста и т. д. Подобные занятия допустимы только при том условии, если у девочки ежедневно будет достаточно времени для отдыха, игр и прогулок. Необходимо помнить и учитывать, что для здоровья девочки, для полноценного и гармоничного ее развития целесообразно заниматься гимнастикой, различными танцами-играми, экскурсиями, всеми видами зимнего и летнего спорта.

Все это укрепляет здоровье девочки, укрепляет ее скелет, мышцы, усиливает аппетит, улучшает сон.

Нельзя девочку перегружать физической работой. Начиная с первого класса, ее необходимо приучать к некоторым обязанностям, выполняемым в порядке помощи взрослым: убирать и мыть посуду, заметать полы, вытирать мебель, самостоятельно убирать свои вещи и следить за их состоянием (пришить оторвавшуюся пуговицу, почистить обувь и пр.). В более старших классах круг обязанностей девочек постепенно должен расширяться. Вместе с тем, нельзя допускать, чтобы девочка выполняла тяжелую физическую работу, в особенности связанную с поднятием и переноской тяжелых предметов и пребыванием в неудобном согнутом положении, с длительным нахождением на холоде и т. д.,

Правильно организованный режим дня, чередование школьных и домашних занятий с физическими упражнениями, легкой физической работой способствуют укреплению здоровья девочек.

Питание детей школьного возраста должно быть высококалорийным и богатым витаминами. В то же время пища должна быть разнообразна. Следует избегать копченостей, консервов и всевозможных пряностей, а также помнить, что избыток мяса в пищевых блюдах вреден, так как способствует преждевременному половому созреванию и вызывает запоры.

Одежда школьницы должна быть удобной и не ограничивать движения растущего тела. Проймы в рукавах должны быть широкими, одежда не должна иметь туго стягивающих тело поясов или резинок. Тяжесть одежды должна быть равномерно распределена на плечи и таз. Трико (панталоны) у девочек должны быть закрытыми и предохранять половые органы от пыли, грязи. Вместе с тем, они должны быть достаточно просторными, в особенности в шагу, чтобы не вызывать трения в области наружных половых органов. Не разрешается ношение круглых подвязок, вызывающих застой крови в кровеносных сосудах ног, расширение вен. Обувь девочек должна быть свободной, с широкими носками и невысоким каблуком.

В воспитании девочки-подростка нужно избегать моментов, направляющих слишком рано мысли ребенка на половую жизнь. Целесообразно постепенно знакомить девочку с вопросами, имеющими отношение к деятельности половых органов. Девочка должна заранее знать о наступлении у нее в ближайшее время месячных, должна иметь понятие об их сущности и гигиене. Следует лишь остерегаться слишком раннего пробуждения полового влечения у девочек, так как оно ускорит наступление половой зрелости.

Есть что добавить?

Меню сайта

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.